Старая песня о пенсии

На круглом столе в НАПФ обсудили вопросы необходимости актуализации активного развития негосударственного пенсионного обеспечения в России

dav В условиях стагнации рынка обязательного пенсионного страхования задачу развития негосударственного пенсионного обеспечения Ассоциация считает для себя приоритетной. Фото: Алия Камалова / Ruspension.ru

Москва, 25 января — Ruspension.ru. В офисе Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) состоялся круглый стол на тему «Негосударственное пенсионное обеспечение как механизм формирования пенсионного капитала в современных условиях». Мероприятие было организовано НАПФ и редакцией журнала «Пенсионное обозрение» и проходило в рамках работы Интеллектуального клуба при журнале. RP посетил мероприятие и убедился в приверженности Ассоциации к своей только что заявленной по итогам внеочередного Общего собрания обновленной стратегии по развитию негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Как оказалось, от декларации данной цели Ассоциация приступила непосредственно к разработке конкретных предложений.

 

Новое — хорошо забытое старое

С докладом по указанной теме выступила исполнительный директор АО «НПФ «Социальное развитие», кандидат экономических наук Александра Гвозденко. Она поприветствовала участников мероприятия словами о том, что, будучи ранее весьма активным участником общественной дискуссии по пенсионной реформе, затем сконцентрировала свое внимание на иных задачах. А сейчас, вернувшись в публичное информационное пространство пенсионной отрасли, обнаружила, что тема необходимости активного развития НПО не потеряла своей актуальности и поныне.

«Как оказалось, не сильно все изменилось за это время. И я вспоминаю свой доклад здесь, на таком же круглом столе, буквально 7 лет назад. Он назывался примерно так же, и на тот момент я и не могла подумать, что спустя практически 10 лет мы будем говорить о том, что нам надо развивать негосударственное пенсионное обеспечение. Потому что мы об этом уже говорили, и давно, и, казалось, что лет через 10 уже все будет развито, уже, действительно, будут какие-то новые продукты, и пенсионная грамотность у нас будет точно уже сформирована за этот период. Но какой-то странный феномен, все по-разному его называют… Может быть, действительно, потому, что у нас обязательное пенсионное страхование «впало в анабиоз»… Будем надеяться, что это временное и обратимое состояние. Однако есть и альтернативы: опять же то, с чего мы начинали, к чему мы можем неоднократно возвращаться», — обозначила актуальность заявленной темы Александра Гвозденко.

Она констатировала, что довольно долгий промежуток времени россияне, не готовые самостоятельно перечислять средства на свою будущую пенсию, ориентировались в этом вопросе исключительно на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Однако стагнация рынка ОПС из-за моратория на формирование накопительной пенсии и, как следствие, девальвация его значимости создают новые возможности для развития замещающих продуктов в системе НПО.

Можно предположить, что на фоне планомерной работы регулятора по повышению надежности провайдеров пенсионных услуг — негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — и попытке создания для них новых инвестиционных возможностей данный тезис Александры Гвозденко должен с точки зрения конечного потребителя выглядеть особенно убедительным.

 

Причины низких темпов роста рынка НПО

Однако для того, чтобы эффективно использовать открывающиеся возможности, необходимо проанализировать причины стабильно низких темпов роста рынка НПО. На текущий момент этот рынок является достаточно узким и стабильно составляет всего порядка 6 млн россиян (менее 10% экономически активного населения России), самостоятельно формирующих свою будущую негосударственную пенсию, с тенденцией к снижению, сообщила Александра Гвозденко.

В числе причин низких темпов развития рынка НПО она назвала отсутствие сформированной культуры накоплений, маркетинговые ограничения и отсутствие государственной пропаганды соответствующих пенсионных  продуктов.

Однако с переходом НПФ к организационно-правовой форме коммерческой организации (от некоммерческой организации) докладчиком была выражена надежда на то, что активным продвижением пенсионных продуктов теперь фондам станет заниматься «уместнее». В отличие от того времени, когда НПФ рассматривались исключительно как социальные организации, и даже использование стандартных маркетинговых терминов типа «продвижение услуг» считалось неэтичным, и они заменялись на формулировки «повышение финансовой грамотности» и «информационная работа». Тем более, что, по ее словам, пенсионные продукты традиционно относят к услугам пассивного спроса, требующим особо активного воздействия на потребителя в целях формирования спроса на продукт.

 

Предложения по развитию рынка НПО

В ходе доклада Александра Гвозденко поделилась и своим видением того, как способствовать развитию рынка НПО в стране. Так, на ее взгляд, возможно, следует уйти от «пугающих» обывателя ассоциаций, связанных со словами «фонд», «негосударственный», переименовав НПФ, к примеру, в «пенсионные банки». Также, на взгляд докладчика, необходимо расширение налоговых льгот в части корпоративных программ НПО и усиление их методического обеспечения со стороны фондов.

Но самое главное — это использование инструментов активного, даже агрессивного маркетинга и «формирование менталитета и культуры ответственного отношения к собственному будущему за счёт разработки и реализации информационной стратегии, предполагающей скоординированные усилия государства и провайдеров пенсионных услуг по пропаганде и формированию моды на личный пенсионный план».

«Таким образом, одной из приоритетных задач государства и провайдеров пенсионных услуг должно стать развитие инструментов маркетинга, способных в полной мере реализовать потенциал отрасли. Важно создать моду на владение пенсионным счетом в НПФ, использование пенсионных продуктов должно стать «must have» российского общества, частью его культуры, как это давно и успешно реализовано за рубежом», — подытожила свой доклад Александра Гвозденко.

Свой вклад в развитие НПО вносит и сам фонд АО «НПФ «Социальное развитие» в своей каждодневной практике. Александра Гвозденко рассказала RP позднее о подходе фонда к этой работе.

«В нашем понимании, задача НПФ — инициировать обсуждение темы будущей пенсии, привлекать к ней внимание и создавать интерес. Этим пониманием и руководствуется АО «НПФ «Социальное развитие» в вопросах взаимодействия с корпоративными клиентами: максимальное информационное покрытие, участие в различных элементах социальной жизни клиентов, обеспечение адекватной вовлечённости сотрудников компании в тематику будущих пенсий, достаточную для осознания значимости и ценности участия в корпоративных пенсионных программах», — сообщила RP Александра Гвозденко. «Плюс я как депутат муниципального парламента защищаю интересы жителей города, в числе которых — и клиенты фонда, включая сотрудников компаний — наших корпоративных клиентов», — добавила она.

Модератор круглого стола, главный редактор журнала «Пенсионное обозрение», вдохновитель и организатор Интеллектуального клуба, кандидат технических наук Иван Заргарян в заключение мероприятия также озвучил мысль о необходимости формирования «стратегии будущего».

«Помимо нас вопросом развития НПО следует заниматься государству. Ему необходимо дать посыл людям, что у них должна быть стратегия будущего. А второе — это создать (восстановить) доверие к пенсионной системе», — сказал он.

В ходе обсуждения доклада Александры Гвозденко участниками мероприятия прозвучало и множество других предложений по развитию рынка НПО в России. Среди них можно выделить использование клиентоориентированной информационной подачи темы будущих пенсий для молодого поколения, расширение перечня пенсионных продуктов, интересных и понятных конечному потребителю, сегментацию рынка и создание «коробочных» решений, обеспечение доступности предложения пенсионных продуктов за счёт расширения каналов их распространения.

По итогам мероприятия было принято решение консолидировать все прозвучавшие предложения по развитию рынка НПО и направить их на рассмотрение правительства Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *