История пенсионной системы России

Пенсионная система до 1995 года

Советская пенсионная система

В мировой практике по роли государства в пенсионном обеспечении граждан различают три пенсионные модели:

  • модель Бевериджа — провозглашает государственное социальное обеспечение (Беверидж использовал принципы организации советской системы социального обеспечения);
  • модель Бисмарка – институт обязательного социального страхования;
  • модель личного (коллективного) пенсионного страхования.

В СССР о пенсионном обеспечении гражданина всецело заботилось государство (модель Бевериджа). Пенсии финансировались из фондов общественного потребления, основным источником которых был Государственный бюджет СССР. Определенная часть формировалась за счет отчислений предприятий (по экспертным оценкам, в среднем от 4 до 12% от фонда оплаты труда в зависимости от отрасли).

 

Зарождение постсоветской пенсионной системы

После принятия 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете России началась реорганизация всех государственных институтов. По мере перехода экономики страны на рыночные рельсы с возникновением соответствующих социально-экономических проблем пенсионная система страны для повышения своей устойчивости постепенно внедряет новые механизмы.

Уже 20 ноября 1990 года был принят Федеральный закон № 340–1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Как говорится во введении к нему, «закон устанавливает единую систему республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечивает стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты».

 

Создание Пенсионного фонда России

В условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 1990-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась все более затруднительной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию — Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 года. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.

 

Внедрение страховых принципов формирования пенсий

Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» были установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка).

Так, согласно статье 8 данного закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28 процентов от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий и социальные пенсии).

 

Появление негосударственных пенсионных фондов

Благодаря Указу Президента РФ от 16.09.1992 N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» стали появляться негосударственные пенсионные фонды. Негосударственная пенсия стала рассматриваться как дополнительная по отношению к выплачиваемой государством и была возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного накопления граждан (модель личного (коллективного) пенсионного страхования).

Федеральный же закон «О негосударственных пенсионных фондах» (ныне действующий 75-ФЗ) вступил в силу только 7 мая 1998 года.

 

Концепции реформирования пенсионной системы 1995-1997 годов

Кризис пенсионной системы 1990 годов

Как видно, пенсионная система того времени была основана на принципе солидарности поколений. Это была распределительная (солидарная) пенсионная модель, в рамках которой взносы с зарплаты работающих граждан на финансирование пенсий не закрепляются за ними, а сразу же идут на выплаты нынешним пенсионерам. Данную модель еще называют «финансирование на ходу» Pay-As-You-Go, или PAYG  (англ.) — «плати по мере получения».

Но успешность применения распределительной системы зависит от демографической и экономической ситуации в стране. В 1990-2000 годы сложились сложные социально-экономические условия:

— возникла непростая демографическая ситуация: в 1990 годов смертность значительно превышала рождаемость;

— наблюдался спад производства, что привело к сокращению пенсионных отчислений;

— в общей доле доходов населения сократилась доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий. Соответственно, сократился объем взносов.

Таким образом, сократилась финансовая база пенсионного обеспечения.

К середине 1990 годов стал очевиден системный характер проблем пенсионного обеспечения, вызванный экономическими трудностями. Тогда впервые остро встал вопрос о радикальной пенсионной реформе.

 

Концепция реформы пенсионного обеспечения 1995 года

Первым правительственным документом в этой области стала Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ, утвержденная 7 августа 1995 года (Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации»). Причинами кризисных явлений в пенсионной системе были названы сужение ее финансовой базы и инфляция, а одной из основных целей реформы — достижение финансовой стабильности пенсионной системы.

В Концепции предусматривалось создание и развитие трехуровневой системы пенсионного обеспечения:

  • первый уровень – базовая (социальная) пенсия;
  • второй уровень – трудовая (страховая) пенсия, исчисляемая на основе страхового стажа и заработка, с которого уплачивались взносы;
  • третий уровень – негосударственная пенсия. Мысль о необходимости развития негосударственного пенсионного обеспечения как дополнительного источника доходов пенсионеров впервые прозвучала именно в этой Концепции.

Соответственно, Концепцией было заложено и создание персонифицированного учета, что сыграло важную роль в улучшении качества управления пенсионной системой. Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» взносы на пенсию были персонифицированы.

 

Концепция пенсионной реформы 1997 года

Если же под реформой понимать те решения, которые приводят к структурным изменениям действующей системы, то первым истинно реформаторским документом стала Концепция пенсионной реформы, представленная осенью 1997 года рабочей группой при Министерстве труда и социального развития России. За основу был взят опыт радикальной пенсионной реформы в Чили и модель многоуровневой пенсионной системы, предложенной в 1994 году Всемирным банком.

Пенсионная реформа в Чили

В Чили реформа пенсионной системы стартовала в 1981 году. Ее вариант не имел аналогов в истории пенсионного обеспечения.

До Второй мировой войны накопительные принципы финансирования активно применялись в пенсионном обеспечении развитых стран, но в Чили впервые была предложена национальная пенсионная система, основанная не на распределительном, а полностью на накопительном принципе финансирования с передачей управления пенсионными накоплениями частным компаниям.

 

Модель пенсионной реформы Всемирного банка

Большое влияние на мировую дискуссию о будущем пенсионных систем оказал появившийся в 1994 году доклад Всемирного банка «Предотвращение кризиса старости». Авторы доклада попытались помочь в разработке пенсионных политик, которые содействовали бы экономическому росту и одновременно обеспечивали пожилых  людей гарантированной частью национального дохода.

В соответствии с докладом у пенсионной системы имеются две важнейшие функции: перераспределение (борьба с бедностью в старости) и сбережение или замещение (компенсация) утраченного заработка. Была предложена трехуровневая система: базовый уровень (перераспределение доходов), второй (обязательное страхование) и третий (дополнительное добровольное накопление).


Пенсионная реформа 2002 года

Наиболее дискуссионный вопрос – переходить ли полностью к накопительному методу страхования (Концепция 1997 года) или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы (Концепция 1995 года) – был решен в пользу смешанного варианта. Для страны со слабо развитым рынком ценных бумаг такой вариант подходил лучше всего.

В итоге 1 января 2002 года с вводом накопительного принципа в распределительную (солидарную) пенсионную модель была запущена принципиально иная – накопительно-распределительная пенсионная система.

Таким образом, главными отличиями новой пенсионной системы России стали:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *